Существенность - одно из важнейших понятий аудита, предполагающее, что аудитор не должен, не может и никогда не проверяет всю деятельность предприятия или всю его отчетность с точностью до единиц, в которых она составлена. Существенность - это выраженная в абсолютных единицах возможность информации повлиять на решения ее пользователя. Не может существовать никакой точной формулы для выражения данного понятия. Говоря о существенности, аудитор предполагает, что в каждом конкретном случае для каждого предприятия необходимо оценивать ту величину активов, пассивов или финансовых результатов, которая способна изменить мнение об отчетности и повлиять на решения человека, читающего ее.
Существенность можно определить исходя из двух допущений относительно пользователей аудиторского заключения.
Во-первых, такой пользователь должен понимать ограничения финансовой отчетности. К ним принято относить неточность расчетов, соответствие отчетности действующим требованиям, а не реальному положению предприятия, исторические оценки, отличающиеся от современной стоимости средств. Если пользователь не разбирается в особенностях финансовой информации, то выводы аудитора не смогут быть им востребованы, а результаты - правильно интерпретированы.
Во-вторых, пользователь проявляет действительный интерес к объективной информации, так как в противном случае независимый аудит или теряет смысл, ибо его результаты не востребуются, или представляет неприемлемый риск для аудитора. Все это связано с тем, что от него ожидают не проверки деятельности предприятия, а подтверждения отчетности, составленной администрацией.
Обычно пользователями отчетности и аудиторского заключения выступают лица, которым они адресованы, т.е. акционеры, товарищи, представ-ленные или непосредственно, или в лице дирекций, администрации созданных ими холдингов и т.п. Аудитор учитывает также, что эти лица представляют заключение банкам, кредиторам, органам власти и контроля. Однако существенность определяется хотя и по отношению к пользователю, но в интересах аудитора, который рассчитывает ее величину и не должен обсуждать ее ни с клиентом, ни с пользователями, так как она определяет и объем работы аудитора, и риски, которые он принимает на себя.
Бытует мнение, что аудит проводится для налоговой инспекции, отрицающей само понятие существенности. Действительно, заключение аудитора представляют в налоговую инспекцию, но не сам аудитор, который не несет ответственности перед данным органом, а администрация предприятия, ответственная за финансовую отчетность. Следовательно, и в этом случае аудитор должен определять существенность по отношению к акционерам, так как в его функцию входит не проверка правильности расчетов по налогам, а обнаружение ошибок в отчетности, существенно влияющих на нее.
К сожалению, многие российские аудиторские фирмы не только обсуждают с клиентами планируемую величину существенности, но и включают ее в договор, стремясь уменьшить свою ответственность перед клиентом и обеспечить себе право проведения выборочной проверки отчетности. Однако по российским и международным стандартам аудитор независим в выборе методики проверки и ответствен только за свое заключение. Поэтому клиенту нельзя предоставлять право влиять на выбор существенности. Существенность определяет риски аудитора, и он не должен передоверять их определение клиенту. Обсуждение планируемой существенности с клиентом связано еще и с непониманием предназначения такого расчета. Широко бытует опасное мнение, что аудитор задает существенность, чтобы разделить все операции на проверяемые (превышающие предельный уровень существенности) и не проверяемые (ниже такого уровня). В действительности же аудитор планирует существенность в двух целях:
- рассчитать предельный уровень суммарной ошибки, которую можно допустить в финансовой отчетности, чтобы она продолжала оставаться достоверной;
- определить объем аудиторской проверки, задавая размер выборок.
Существенность можно определить исходя из двух допущений относительно пользователей аудиторского заключения.
Во-первых, такой пользователь должен понимать ограничения финансовой отчетности. К ним принято относить неточность расчетов, соответствие отчетности действующим требованиям, а не реальному положению предприятия, исторические оценки, отличающиеся от современной стоимости средств. Если пользователь не разбирается в особенностях финансовой информации, то выводы аудитора не смогут быть им востребованы, а результаты - правильно интерпретированы.
Во-вторых, пользователь проявляет действительный интерес к объективной информации, так как в противном случае независимый аудит или теряет смысл, ибо его результаты не востребуются, или представляет неприемлемый риск для аудитора. Все это связано с тем, что от него ожидают не проверки деятельности предприятия, а подтверждения отчетности, составленной администрацией.
Обычно пользователями отчетности и аудиторского заключения выступают лица, которым они адресованы, т.е. акционеры, товарищи, представ-ленные или непосредственно, или в лице дирекций, администрации созданных ими холдингов и т.п. Аудитор учитывает также, что эти лица представляют заключение банкам, кредиторам, органам власти и контроля. Однако существенность определяется хотя и по отношению к пользователю, но в интересах аудитора, который рассчитывает ее величину и не должен обсуждать ее ни с клиентом, ни с пользователями, так как она определяет и объем работы аудитора, и риски, которые он принимает на себя.
Бытует мнение, что аудит проводится для налоговой инспекции, отрицающей само понятие существенности. Действительно, заключение аудитора представляют в налоговую инспекцию, но не сам аудитор, который не несет ответственности перед данным органом, а администрация предприятия, ответственная за финансовую отчетность. Следовательно, и в этом случае аудитор должен определять существенность по отношению к акционерам, так как в его функцию входит не проверка правильности расчетов по налогам, а обнаружение ошибок в отчетности, существенно влияющих на нее.
К сожалению, многие российские аудиторские фирмы не только обсуждают с клиентами планируемую величину существенности, но и включают ее в договор, стремясь уменьшить свою ответственность перед клиентом и обеспечить себе право проведения выборочной проверки отчетности. Однако по российским и международным стандартам аудитор независим в выборе методики проверки и ответствен только за свое заключение. Поэтому клиенту нельзя предоставлять право влиять на выбор существенности. Существенность определяет риски аудитора, и он не должен передоверять их определение клиенту. Обсуждение планируемой существенности с клиентом связано еще и с непониманием предназначения такого расчета. Широко бытует опасное мнение, что аудитор задает существенность, чтобы разделить все операции на проверяемые (превышающие предельный уровень существенности) и не проверяемые (ниже такого уровня). В действительности же аудитор планирует существенность в двух целях:
- рассчитать предельный уровень суммарной ошибки, которую можно допустить в финансовой отчетности, чтобы она продолжала оставаться достоверной;
- определить объем аудиторской проверки, задавая размер выборок.
СПАСИБО за комментарии))...
ОтветитьУдалитьи вам спасибо за такой интересный блог))..
ОтветитьУдалитьрассчитать предельный уровень суммарной ошибки, которую можно допустить в финансовой отчетности, чтобы она продолжала оставаться достоверной...
ОтветитьУдалитьЕсли пользователь не разбирается в особенностях финансовой информации, то выводы аудитора не смогут быть им востребованы, а результаты - правильно интерпретированы!!!
ОтветитьУдалитьотчетности и аудиторского заключения выступают лица
ОтветитьУдалить